Сергей Афонин о Кубке Нижней Волги.

Нижняя Волга встретила нас жарой и слабыми ветрами. Три члена экипажа,
я, Константин Никитин и Рудольф Гальперин, приехали в Камышин на машине,
где нас уже ждали остальные члены экипажа, которые перегнали яхту из
Самары к месту старта. Запомнилось количество выпитой воды. Точнее не
запомнилось, запомнилось, что её было выпито МНОГО. Камышин, откуда
начиналась регата, для некоторых членов экипажа был знаком, а некоторые
были там впервые. К сожалению, на Нижнюю Волгу не попал капитан яхты
Александр Коломиец:  невозможно было  взять отпуск на работе . Пришлось
обходиться, как умеем, силами оставшегося экипажа. В нашей (второй)
группе оказалось 3 яхты. Две Тилиги 104, «Ника» и «ПесТня», и мы, J-92s,
«Sunny». По ходу рассказа я буду часто упоминать яхту «Андрей
Рублёв» (ЛЭС-35, первая группа), так как она очень часто была рядом,
когда впереди, когда сзади.

Гонка N1. Гонка проводилась по треугольнику между навигационными
осевыми буями N58, N42 и знаком в районе п. Николаевский.
Гонка проходила при слабом неустойчивом ветре, на первый знак (буй N58)
выходили, ориентируясь по пятнам ряби на водной глади. Знак удалось
обогнуть первыми, следом за нами поворот прошёл «Андрей Рублёв» из первой
стартовой группы, затем «Ника». Понадеявшись на сохранение направления
ветра, к знаку у Николаевского пошли под генакером. Как оказалось, напрасно.
Эту же ошибку совершили и на «Андрее Рублёве» (даже ещё хуже — они несли
спинакер). Где-то на середине расстояния между первым и вторым знаком
стало понятно, что никакого выхода в один галс не будет и, наоборот,
дело пахнет лавировкой. Генакер убрали, но потерянную высоту было не
вернуть и Ника, которая сразу шла с набором высоты под стакселем,
здорово сократила дистанцию (а лавироваться на подходе к знаку пришлось
даже и ей). На подходе к знаку ветер был особенно неустойчивым по
направлению, изменялся где-то до 45-и градусов, несколько неудачных
галсов отбросили нас в хвост лидирующей группы: знак огибали после
«Андрея Рублёва» и «Ники». Начав отходить на восточный, пока мы шли
на первый знак, ветер продолжил своё движение по кругу и пошёл в
сторону южного направления. На третий знак снова лавировались. Первым
знак обогнул Рублёв, второй была Ника, третьими мы. От третьего знака
до финиша был фордевинд. Откровенно не наш курс: для нас это, опять,
была лавировка, на этот раз попутная, под генакером. «Рублёв» с «Никой»
шли под спинакерами по прямой. К нашему удивлению, оказалось, что тут
мы имеем некоторое преимущество, даже с учётом проигрыша в расстоянии.
Мы смогли обойти «Нику» и почти достали «Рублёва». Но это по фактическому
приходу, маленький отрыв от «Ники» не позволил нам занять первое место
в группе. Поразил «Андрей Рублёв»: значительно более тяжёлая лодка и
с худшей энерговооружённостью явно имеет преимущество как в остроте,
так и в скорости хода в слабый ветер. Подумалось, что же будет, когда
подует ? Правда, не наш соперник…

Гонка N2. Камышин — Горный Балыклей — Камышин.
Старт, как и в первой гонке, проходил при неустойчивом северном ветре.
После старта флот растянулся по всей ширине акватории в поисках ветра,
находили и теряли его все по очереди. До посёлка Быково голова флота
шла достаточно ровно, но после Быково мы удачно поймали, если так можно
выразиться, усиление с заходом на восток и начали уверенно отрываться
от флота. В момент огибания поворотного знака в Горном Балыклее у нас
уже был весьма существенный отрыв от… Нет, не от яхт нашей группы
или Рублёва. Второй на знаке была яхта «Фрея». И только потом, примерно
на таком же расстоянии, как от нас до Фреи, шла голова флота. На обратном
пути, на лавировке, перетянули с галсом в сторону левого берега и заехали
за подводную косу у острова у пос. Молодёжный. В общем-то повезло: заехали
не глубоко, и проскочили отмель с травой без посадки на мель. Травы набрали,
но её счистили за пару минут. С приходом темноты ветер ослабел и снова
началась лотерея. Примечательных моментов было три. Первый — посадка на
мель, судя по всему, у Кислово. Тут тоже повезло в чём-то: падение глубины
было на столько резким, что это была не посадка, а удар об отмель. Просто
отошли назад и быстро счистили траву, благо ветер еле дул. Второй — шквал.
От Кислово не успели отойти, как, вдруг, без подготовки и при чистом небе
прилетело: ветер от почти нуля поднялся выше 10 м/с. У нас продолжалось не
более двух минут; как позже узнали у экипажа «Вопроса», их зацепило минут
на 15, как у основных соперников — не знаю. Третий момент. Несём генакер,
бейдевинд градусов 50, левый галс, ветер около 2 м/c. Без подготовки те же
2 м/с получаем справа. Счищаем генакер с краспиц, перестёгиваем на правый
галс, поднимаем и идём дальше. И это всё, начиная с момента шквала (кстати,
пришёл он с бакштага правого галса), происходит на генеральном курсе, прямая
от Кислово до Камышина. С рассветом увидели опасно подобравшихся соперников.
«Нике» мы должны были привезти, по нашим прикидкам, около часа, чтобы
остаться
первыми по гандикапу, но создавалось впечатление, что отрыв всего минут на
30.
С рассветом пришло и немного устойчивого северного ветра, началась
лавировка.
Нам его хватило, чтобы финишировать. Какое-то недолгое время ветер ещё
усиливался, а, потом, пошёл на спад. Соперники не успели дотянуть с ним до
финиша. Отсчитав полтора часа и не дождавшись никого на финише, мы со
спокойной
совестью пошли к месту стоянки. Как оказалось, это была не последня удача в
этот
день: второе место в гонке заняла «Пестня», что отодвинуло Нику подальше.
Хотя,
в этот момент, мы ещё не знали, кого из «Тилиг» следует больше опасаться.

Гонка N3. Камышин — Нижняя Добринка — Камышин.
Гонка началась при хорошем (для предшествующих условий безветрия) северном
ветре. Старт взяли не очень хорошо, но достаточно быстро вышли в лидеры
гонки. Как оказалось, не на долго: Ника и Рублёв почивать на лаврах не
позволили, достаточно долго шла позиционная борьба. Мы сделали ошибку,
отпустив «Нику» на другом галсе: можно было не стараться контролировать
ещё и Пестню: она отставала уже достаточно сильно. В итоге Ника поймала
отход ветра на восток у левого берега и пошла на Нижнюю Добринку в
полный бейдевинд. В общем-то, мы были не очень далеко от этого ветра, но
Ника успела уйти достаточно далеко, пока мы до него добрались. Поставив
генакер, мы начали догонять. При огибании знака (им было судейское судно)
отрыв уже сократился до минимума, обратный курс тоже предполагал несение
генакера, но… Но не при усилении ветра. На Sunny можно нести генакер
очень остро, но примерно до 8 м/c вымпельного ветра, порывы были до 10
и более, несколько смен генакер/спинакер не позволили обойти «Нику».
«Андрей Рублёв» же смог обойти всех. «Пестня» осталась достаточно далеко
позади, чтобы позволить нам занять второе место. По сумме трёх гонок мы
остались на первом месте, но с минимальным отрывом от «Ники». Следующая
гонка должна была стать решающей. В случае нашей победы пятая гонка уже
ни на что бы не влияла, в случае победы Ники в четвёртой, ей достаточно
было просто прийти за нами в пятой. После этой гонки нас покинули Сергей
Тарахтунов и Рудольф Гальперин: работа не позволила задержаться на более
долгий срок.

Гонка N5. Камышин — Волжский.
Начало было почти повтором старта гонки N2. Лодки прорывались то у левого
берега, то у правого, то по середине. В начале гонки произошёл просто
великолепный прорыв двух яхт третьей группы, «Призрака» и «Сталинграда».
По узкому языку ветра, друг за другом, они вышли в лидеры, оставляя
всего лишь в десятках метров справа и слева штилеющие яхты. Ушли они,
конечно, не очень далеко, но впечатлило. После Быкова задул ровный
восточный ветер, и мы начали отрываться. Появилась надежда на победу.
Около Горного Балыклея в пределах видимости оставалась только «Ника», а
к сумеркам и она исчезла в дымке. Ввиду плохого знания обстановки на
левом берегу (лоция содержит глубины, но там не обозначены поля травы)
было принято решение придерживаться судового хода, тем более, что это
была прямая на финиш… В момент очередной связи с судьями нас предупредили
о грозовом фронте у Волжского и прошедшем шквале, у нас же вокруг было
чистое небо. Волжский приближался, и вскоре мы увидели вспышки молний
впереди. По мере приближения к грозовому фронту ветер начал ослабевать,
Вскоре мы практически встали. В темноте наличие ветра не просматривалось,
что делать, было не особенно понятно: вспышки были и впереди, и справа,
и слева. Мы просто ждали и отрабатывали те дуновения, которые к нам
доходили. Часа через полтора, наконец, появился ветер. На подходе к
финишу мы увидели впереди силуэты двух яхт. «Призрак» финишировал на
6 минут раньше нас, следом за Призраком пришла «Ника». Пока мы стояли,
они поймали хорошее усиление от этого же грозового фронта у левого
берега. Даже то, что «Ника» несколько раз попадала в рыболовные сети,
не помешало ей обогнать нас. А усиления там были такие, что шедший с
ними «Сталинград», на котором рискнули не убирать генакер, потерял
мачту.

Гонка N6. Волжский. Старт и финиш у южного буя девиационного полигона,
осевой буй N2, залив Ерзовка. Как я писал ранее, нас могло устроить
исключительно первое место при условии, что «Ника» будет третьей. Этого
не произошло. С учётом гандикапа, мы проиграли «Нике» 40 секунд, «Пестня»
чуть более 6-и минут.

Гонка на приз губернатора (вне зачёта Кубка Нижней Волги). Два треугольника
в пределах аванпорта.
Были все шансы выиграть: что называется, поймали кураж. Но… Сложности
с выходом: выход перекрывался двумя яхтами, которые не пошли в гонку,
в результате предстартовое маневрирование начали сильно после пятиминутного
сигнала. Как результат — фальстарт. Тем не менее, на первом знаке абсолютно
первые и с хорошим отрывом и… Путаница с буями. Судьям стоило бы поставить
шлюпку у нужного буя или отдельный знак, благо и знак был, и шлюпка
надувная.
Запутались не только мы, лишних сто (а, может, и больше) метров прошёл и
«Андрей Рублёв», «Пестня» же пошла ещё дальше. Тем не менее, за полтора
оставшихся треугольника мы достали «Нику» и финишировали на 6 секунд раньше.
С учётом гандикапа этого не хватило, но если бы не лишние 100 метров, думаю,
«Нику» не спас бы даже наш фальстарт.

В целом же хочу отметить хорошую организацию соревнованиий и судейства, если
сравнивать с Кубком Нижней Волги 2006-ого года, где я тоже принимал участие,
уровень значительно вырос. Проблема с обозначением дистанции гонки на приз
губернатора, пожалуй, единственное замечание к судьям. При этом Кубка, оно,
в общем-то, не касается. И есть одно замечание к организаторам. Перед
стартом
проводился контрольный обмер парусов, но условий для этого в парке Камышина,
где стояли яхты, практически никаких. Хорошо, что не было ветра. Кроме того,
раскладывать паруса на асфальте или траве тоже не очень хорошая идея.

Дорога домой. Волжский — Камышин — Энгельс — Балаково — Самара. По лагу
850км.
В воскресенье, с помощью Олега Отченашева и его машины, дозапаслись 30-ю
литрами солярки и 15-ю литрами воды, в первой половине для сказали
провожающим
«до свидания», прогудели в туманный горн и вышли из Волжского. На выходе из
аванпорта нас встретил северный (встречный) ветер с волной, жечь солярку не
было особенного смысла, поставили паруса и начали лавировку. Удивительно.
Ветер уверенно дул до самого Камышина, дул так, что мы несколько раз даже
брали рифы. Очень хотелось спросить, где же этот ветер был три дня назад…
Даже с учётом лавировки на всём протяжении, время прохождения дистанции до
Камышина оказалось практически таким же, как и во время гонки Камышин —
Волжский
с попутными ветрами. При этом, мы ещё и шли с маленьким стакселем, который
используем для катания или в штормовую погоду. Пока отдыхали и дозапасались
продуктами в Камышине, ветер и подутих, и остался встречным, так что паруса
решили не ставить и идти под мотором — в выходные в Самаре нас ждала регата
памяти В. П. Лукачёва, надо было успеть (тем более, что одна из гонок шла
в зачёт чемпионата города, а одну мы и так уже пропустили) и, желательно,
отдохнуть. Чуть больше, чем через сутки, мы зашли в «Энгельс» в яхтклуб
«Эдельвейс». Там нам дали место для стоянки и посоветовали водителя для
поездки в город: нам опять была нужна солярка и, в дополнение, спирт. С
водителем откровенно повезло: он помог добыть литр спирта в почти
безвыходной
ситуации — в 16:00 (как выяснилось) там закрывалась оптовая база, где можно
было его купить. На базу мы чуть-чуть не успели и перед нами замаячал
переход
на сухпаёк: на «Sunny» спиртовая плита. Решив вопросы дозаправки, в ночь
вышли
в сторону Балаково. Ветра почти не было, продолжили путь под двигателем.
Иногда, когда ветер позволял, добавляли к двигателю стаксель. Ещё сутки, и
балаковские шлюзы. Прошлюзовались достаточно быстро, правда немного получили
по ушам от диспетчера за несвоевременный вызов по рации: надо было вызвать
перед входом в канал, а не когда мы остановились у шлюзов, как мы привыкли
это делать при шлюзовке в Тольятти. Проход шлюза, кстати, платный. 140р в
оба конца, оплачивали во время перехода Самара — Камышин. В Балаково ещё
раз докупили солярку и продукты и пошли в Самару. Опять без ветра, опять
двигатель. Ночью, у Хвалынска, на нас напали мошки. Много и разные, пара
видов подёнок, какие-то бабочки, совсем мелкие и чуть крупнее, с ноготь,
и непонятно, что ещё. Мы шли просто через какой-то нескончаемвй рой, они
даже не летели на свет, они просто были: проводили эксперимент, на пять
минут погасили все огни. Ничего не поменялось, по-прежнему мошкара билась
в лицо, уши и т.п. В какой-то момент одна их мошек таки добилась успеха:
попала в глаз. Последствия утром запечатлены на фото и напоминают
свежепоставленный фингал (к вечеру, правда, рассосалось без следа). Рано
утром прошли Сызрань, удачно срезали угол Лопатинской воложкой и около
16:00 в четверг были в Самаре. Три члена экипажа, Олег и Влад Лысовы и
Никита Никитин провели на переходах и в регате 17 дней (c 26 июля по 12
августа), лодкой пройдено около 2000км (с учётом гоночных дистанций).


С уважением, Сергей Афонин
asy@kraft-s.ru

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий