Казань: Volga Open Race 2012

Поход на регату Volga Open Race получился у нас достаточно спонтанным. У части экипажа уже закончились отпуска, часть экипажа собиралась на Кубок Нижней Волги на тольяттинской яхте «Торнадо», и мысли были уже об этом. В последние выходные июля, в Тольятти, должна была состояться тольяттинская часть регаты памяти В. Высоцкого и мы, после участия в самарской части, проведённой 25-ого июля, пошли в Тольяти, почему-то решив, что там регата будет в воскресенье (на перегон пошли я и Константин Никитин). Придя в я/к Дружба в субботу вечером, узнали, что регата в субботу же и прошла. Но раз пришли в гости, домой не торопились — впереди было ещё воскресенье. Пока общались с коллегами, возникла идея успеть сходить в Казань до похода на Нижнюю Волгу, тем более, что регата должна была уложиться в три дня, включая два выходных, плюс у Константина было желание попасть в Свияжск. Расчёт получился такой, что экипаж яхты «Волгамид» помогает Константину, который, один из экипажа, обладал свободным временем на тот момент, перегнать «Sunny» в Казань (сам «Волгамид», при этом, идёт на буксире), а оставшиеся члены экипажа «Sunny», Сергей Тарахтунов, Олег и Влад Лысовы и я, приезжают на автобусе в день старта, рано утром.

Самые скоростные яхты объеденили в группу N4. Состав группы получился такой: «Sunny», «Волгамид», «Yes», «Ветер». По факту, вся борьба за первое место в группе проходила между нами и «Волгамидом».

Гонка N1. Казань-Свияжск (прекращённая).

Линия старта была выставлена у о. Маркиз. Стартовали в сторону Свияжска в 11:00, при слабом северном ветре. Стоял вопрос, как проходить затопленный о. Казанский. Решили проходить со стороны основного судового хода, и, потом, с генакером, уходить к Свияжску. Остров Казанский мы, вскоре, прошли, но, к этому моменту, без того слабый ветер начал, временами, исчезать совсем. Стартовав почти одновременно с яхтой «Волгамид», к этому моменту мы всё ещё держались рядом относительно финиша, но на разных участках русла: «Волгамид» обходил о. Казанский со стороны дополнительного судового хода. С этого момента гонка, практически, превратилась в поиск ветра. С самого начала это у нас получилось чуть лучше, чем у «Волгамида», и мы начали потихоньку отрываться. Возможно, некоторый выигрыш нам дала бОльшая высота мачты. На короткое время было усиление ветра у правого берега, в районе хлебных причалов, на столько, что к нам подтянулись несколько менее скоростных лодок из других групп. Попытка попасть в тот ветер показалась напрасной, так как мы шли около островов, с другой стороны фарватера. Так и оказалось: через несколько десятков минут мы начали отрываться по левой кромке глубоководной части русла (километр ширины русла вдоль левого берега, в этом месте, фактически, непроходим для крейсерских яхт с большой осадкой). «Волгамид» начал смещаться к нам, но, уже, с заметным отставанием. У Морквашей немного подуло, что позволило нам достаточно быстро проскочить узкость с усилением течения под мостом. Как с этим участком справлялся «Волгамид», уже видно было не очень хорошо, и только в бинокль. На протяжении дистанции направление ветра менялось в широких пределах, так что парусами пришлось поработать. Тем временем, до абсолютного закрытия финиша уже оставалось около двух часов, а мы были ещё только в районе поворотного 32-ого буя. Если бы хоть чуть-чуть дуло, мы бы прошли оставшуюся часть дистанции даже за час, но за час мы смогли дойти только до отметки «2км» по судовому ходу р. Свияги. В этом месте нас встретил судейский РИБ и принял финиш. «Волгамид» успел финишировать за несколько минут до закрытия финиша. Несмотря на то, что две лодки финишировали, судейская коллегия приняла решение о прекращении гонки и аннулировании результата. Один из пунктов мотивации — сокращение дистанции в этой гонке не было предусмотрено гоночной инструкцией. Наверное, можно было бы подать протест по факту принятия финиша раньше времени и непредоставления возможности попытаться дойти до расчётной точки финиша, но ветра у Свияжска не было совсем, и оставшегося часа бы не хватило. Из хорошего — по дистанции флот сопровождал катер ГИМС, который старался предупреждать приближение к яхтам моторных маломерных судов. В уловиях отсутствия ветра, это было приятно — волны от катеров достаточно сильно мешают… Не знаю, был ли катер в последующих гонках — больше я его не замечал.

Гонка N2, Свияжск-Казань.

Старт был дан от Свияжска в 11:33, с некоторой задержкой. Ветра на старте было ещё меньше, чем в гонке N1. Радовало то, что гонка должна была пройти по течению. Стартовали не очень хорошо, но скорости были небольшие, так что успешно стартовавший «Волгамид» преимуществом старта на чистом ветру воспользоваться не успел. До выхода из р. Свияга в р. Волга мы шли рядом, но смогли поменяться с «Волгамидом» местами. В Волге, сначала, потихоньку оторвались, но к подходу к о. Казанский «Волгамид» подтянулся. Тактической борьбы на дистанции не получилось — просто работали парусами по курсу. Остров, снова, огибали с разных сторон, мы со стороны основного судового хода, «Волгамид» со стороны дополнительного. Финишировали у о. Маркиз, у «Волгамида» получилось чуть лучше, и финишировал он первым. Мы финишировали минуты через полторы, но это позволило нам выиграть гонку по гандикапу.

Гонка N3. Казань.

Может быть некоторая неточность в описании точек дистанции: к сожалению, у меня не сохранилась схема с номерами буёв. Планировалась большая петля у Казани, со стартом вниз по течению от отметки 1310 км (чуть ниже о. Маркиз), разворотом вверх у отметки 1324 км (нас. пункт Ключищи), проходом мимо Казани и точки старта до отметки 1304 км (верхняя оконечность затопленного о. Казанский) и возвратом в точку старта. Поворотными знаками были буи судовой обстановки, но нумерация у Казани не соответствует той, что есть в имеющейся у меня лоции, по-этому номера буёв указать не смогу. Стартовали в 10:13, при, уже привычно, отсутствующем ветре. Лодки, имеющие большую осадку, пошли судовым ходом, лодки с осадкой поменьше пошли по отмелям в направлении населённого пункта Нижний Услон на правом берегу. В этой ситуации появился неплохой шанс у третьего члена нашей группы — «Yes»: будучи швертботом, соперник уверенно пошёл по отмелям, правда, пока не очень быстро. «Волгамид» заложил галс в сторону левого берега, мы старались идти вдоль отмелей. Поход «Волгамида» оказался неудачным и, примерно, за час, он заметно поотстал. В это время обозначилось появление северо-западного ветра. Порывы уверенно начали появляться у правого берега и приближаться к нам. Ситуация складывалась хорошо для «Yes», относительно неплохо для нас (вроде бы, мы были не очень далеко от идущих по отмелям) и плохо для «Волгамида», но тут получился сюрприз, который, впрочем, на Волге случается: фронт ветра дошёл до линии «старт — Нижний Услон» и встал. Все, кто шли напрямую, этот ветер, так или иначе, получили, нам же пришлось довольствоваться иногда долетающими до нас остатками. В районе отметки 1316км была предпринята попытка попасть, по дополнительному судовому ходу, к правому берегу, но где-то мы сориентировались неправильно и упёрлись в отмель. Не сели, отмель обозначила трава, но пришлось вернуться к судовому ходу. В это время, далеко сзади, к правому берегу прорвался «Волгамид». Буквально получаса в ветре ему хватило, чтобы пройти мимо нас и достать ушедший вперёд флот. Но вот дальше уйти не получилось — тут удача уже улыбнулась всем отставшим: ветер впереди начал заканчиваться. Из крейсерских яхт, в полной мере использовать ветровую ситуацию удалось только экипажу СТ-25 «Азарт» из первой группы: они успели оторваться от всех и проскочить дистанцию до поворота на нижнем знаке до момента ослабления ветра. Фактически, уже к этому моменту они имели отрыв от флота километра в 4 и возвращались назад, а нам оставалось около двух километров до поворота. «Приехав» к флоту, мы удачно воспользовались небольшим порывом у берега и обошли лидирующую группу во главе с «Волгамидом». Поворотный буй мы огибали вторыми, после «Азарта», но в непосредственной близости от толпы, шедшей следом. Ветер там, куда ушёл «Азарт», прекращаться не собирался, но нам туда надо было ещё вернуться… Минут за 20-30 нам это удалось, но «Волгамид» успел снова чуть-чуть вырваться вперёд. Вскоре ветер позволил использовать генакер. Разумеется, ставили мы его наперегонки с «Волгамидом»: J-92s и Open-800 отличаются размерами, но не особенностями парусного вооружения. Несколько раз можно было рискнуть и попробовать обойти Волгамид, но, по многолетней привычке, мы думали, что у нас есть гандикапное преимущество перед Open-800, потому, в итоге, просто решили держаться рядом. Финишировали примерно на 30 секунд позже Волгамида, но, как оказалось, гандикапное преимущество, в данных условиях, оказалось ещё и не у нас, надо было стараться обгонять… Дистанция была сокращена, полную дистанцию прошли только лодки первой группы, где, темп задал «Азарт».

Старт четвёртой гонки не был дан ввиду отсутствия ветра. Мы так и не решили, радоваться этому, или огорчаться. Предыдущим вечером домой уехал Влад Лысов — ему надо было подавать заявление в ЗАГС в день старта 4-ой гонки, а утром, перед стартом, из строя, внезапно, выбыл Константин Никитин — скрутило поясницу. Гоняться собирались втроём: Константин мог только подбадривать из каюты. Но настрой был, и ветер не обещал быть сильным… Только ветра совсем не оказалось, немного подуло, когда лодки уже уши в яхтклуб.

В итоге, в зачёт пошли две гонки, по очкам с Волгамидом положение получилось одинаковое, но у них первый приход был в заключительной гонке. Итого, у нас второе место в группе. В целом, для сжатых сроков, регата была проведена не плохо. Подкачал ветер, но, с другой стороны, с акваторией, не обделённой наличием мелей, знакомиться лучше без экстрима, тем более, на лодке водоизмещением в две с половиной тонны. Так что, возможно, и это было к лучшему.

Осталось упомянуть только один неожиданный момент, впрочем, не относящийся с проведению регаты. Аббревиатура и логотип регаты весьма похожи на известную регату открытого океана… Символика вызывала странное ощущение.

Сергей Афонин.

Ранее опубликованные фотографии Sunny

Ссылка на результаты

Несколько попавшихся статей о Volga Open Race 2012:
Статья 1
Статья 2

Про VOR 2012 на форуме КиЯ

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Казань: Volga Open Race 2012»

  1. EVGENIY LEUSHKIN говорит:

    Что сказать-молодцы.Побольше побед и
    побольше встреч.Успехов в этом году.До встречи.

Добавить комментарий