Отчёт о Кубке Нижней Волги 2012

В этот раз поход на Кубок Нижней Волги был задуман силами двух экипажей, самарской «Sunny» и тольяттиского «Торнадо» на «Торнадо» (Телига 104). Причина — проблемы с отпусками у большей части членов команд. В итоге, состав команды оказался представлен даже большим количеством экипажей.
Каптан: Валерий Трубицын («Торнадо»).
Старпом: Роман Егерев («КуйбышевАзот»).
Шкотовые: Геннадий Зевякин («Преведъ»), Сергей Афонин, Константин Никитин, Сергей Тарахтунов (все трое — «Sunny»).
Яхта «Торнадо» вышла из Тольятти 12-ого августа, 15-ого сделали остановку в Камышине, на водноспортивной базе «Текстильщик», где стоят камышинские яхты, в том числе друзья и соперники — «Ника». Станислав Петров с «Ники» помог пополнить запас солярки, и, в ночь, мы вышли в Камышин, взяв на буксир яхту «Ника» (изначально Телиги-104 не были оборудованы двигателями, но на «Торнадо» и «ПесТне», за время эксплуатации, были установлены стационарные дизели). 16-ого, к вечеру, мы были уже в Волжском. Вторая зачётная группа оказалась, в итоге, представлена тремя яхтами проекта Телига-104: «Торнадо» из Тольятти, «Ника» из Камышина и «ПесТня» из Саратова. Четвёртым членом группы стала яхта «Амига» проекта «Ракета-970», из Саратова.

Гонка N1 (Волжский)
Короткая гонка со стартом и финишем в яхтклубе Волжского, две почти петли между фарватерным буем 3 и северным буем девиационного полигона. Гонка проходила при югозападном ветре, 7-10 м/c. Особых погодных сюрпризов не было, так что дистанцию прошли достаточно ровно. Места в группе распределились, с учётом гандикапа, так: «Амига», «Ника», «Торнадо», «ПесТня». Фактически, получилась разминка.

Гонка N2 (Волжский-Камышин)
Пожалуй, самая драматичная гонка регаты. 3 яхты второй зачётной группы успели побыть абсолютным лидером гонки. По прогнозу ожидался ровный западный ветер на всё время прохождения дистанции, однако первая половина гонки прошла, преимущественно, при ветрах южных направлений. Стартовали из аванпорта в Волжском, при исчезающем, ещё северозападном, ветре. Мы прошли правым галсом почти вдоль линии и вынудили яхты «Амига» и «ПесТня» уступить нам путь. Учитывая минимальные скорости, это их практически остановило, мы же вышли на чистый ветер (если его можно было назвать ветром), повернули на левый галс и поползли к выходу из аванпорта. На другом конце стартовой линии, сразу левым галсом, взяли старт «Ника» и «Фантом». Казалось, это ошибка, так как они должны были пройти за достаточно большим дебаркадером, который должен был перекрыть им остатки ветра, но они смогли проползти ветровую тень, а дуло там чуть-чуть сильнее. «Ника» и «Фантом» начали потихоньку уползать вперёд. Мы тоже чуть-чуть уцепились и были последними, кто смог заметно уйти от стартовой линии. Все остальные лодки зависли в общей свалке старта второй группы. Минут через 40 ветер поменял направление (но не силу) с северозападного на югозападное. К этому времени мы доползли уже до середины аванпорта, а Ника уже почти подобралась к выходу. Изменение ветра, при этом, пришло не сзади, а спереди, то есть, спинакер на «Нике» поставили заметно раньше. На протяжении ещё примерно двух часов ветер оставался слабым и неустойчивым по направлению, за это время мы удалились от выхода из аванпорта примерно на пару километров, «Ника» ушла примерно на столько же вперёд. Где-то по середине, между нами, находился «Фантом». Остальной флот всё ещё пытался выбраться из аванпорта. Следующее изменение ветра подошло с югозапада, но ветер не дошёл до середины водохранилища. Дуга фронта ветра соединила выход из аванпорта с правым берегом и протянулась вдоль него куда-то в район Пичуги. До нас ветер не дошёл примерно около километра, а «Ника» и «Фантом» были ещё ближе к левому берегу. Отставший флот вышел из аванпорта и бодро начал нас догонять по этой дуге, уходя под правый берег. До нас этот поток так и не дошёл, но мы оказались в зоне ветра юговосточного направления, который образовался на границе этого фронта. Так как «Торнадо» не имеет спинакерного вооружения и, практически, не может ходить курсом фордевинд, для ухода под правый берег требовался поворот примерно на 90 градусов, что приводило бы нас к движению поперёк нужного курса. Это было бы ещё нормально ради попадания в ветер, но, так как мы шли в ветре другого потока, существовала ещё и вероятность, что можно попасть в зону безветрия на границе. В общем, решили идти, как шли, по генеральному курсу. Те, кто смог попасть к правому берегу, постепенно начали обгонять. Вперёд ушли «Амига», «ПесТня», «Сталинград», «Андрей Рублёв», а мы оказались в группе лодок второй стартовой группы. Ситуация у «Ники» была сложнее: у нас хоть что-то дуло, у них же было совсем плохо. В итоге, мы прошли в каких-то трёхстах метрах от них и ушли вперёд, а они так и не получили ветер. Где-то в районе 14-ого буя мы уже не угадывали, какие паруса принадлежат «Нике». Впереди, у правого берега, шли «Амига» и «ПесТня» из нашей группы и «Сталинград» из третьей, у левого, так же впереди, «Андрей Рублёв» из первой группы. Ветер, к этому моменту, был юговосточный, и, по прежнему, неустойчивый. Мы внимательно следили за идущими впереди и старались выбирать себе оптимальный маршрут. Тактика себя оправдала, «Андрея Рублёва» обошли в районе 20-ого буя, ПесТня тоже была уже не очень далеко. Сохраняла, даже, временами, увеличивала отрыв только «Амига», что, впрочем, не удивительно — новый и скоростной проект. В течение часа мы сблизились c «ПесТней», обе яхты шли, к этому моменту, по середине водохранилища, в бакштаг правого гался. В этот момент на «ПесТне» предприняли манёвр с поворотом на левый галс и уходом под правый берег. Уступая нам дорогу, они прошли у нас непосредственно под кормой и остались сзади. Что они ждали, могу только предполагать: в принципе, прогноз на западный ветер сохранялся, возможно, они надеялись на это изменение и рссчитывали, что на всю поверхность водохранилища оно не распространится, как это было и с дневным ветром. Под берегом «ПесТня» встретилась со «Сталинградом», а между нами и «Амигой» не осталось никого. Западный ветер пришёл ближе к закату, «ПесТня» и «Сталинград», действительно, получили его раньше и начали приближаться, но, вскоре, он достиг и середины водохранилища, а разрыв всё ещё оставался весьма значительным. Ветер начал, временами, заходить до полного бейдевинда, мы поставили «code zero» и, иногда оглядываясь, видели всё увеличивающийся отрыв. Больший интерес начала представлять идущая впереди «Амига». Разница в скорости оставляла нам мало надежды, но мы надеялись на случай и не собирались его упускать. Ошибку на «Амиге» допустили у Горного Балыклея: яхта через чур близко подошла к правому берегу, пока проходила открытое пространство затона, и попала в тень высокого берега. Мы первый раз сократили разрыв до минимума. Обойти не успели, соперник вышел на чистый ветер и начал отрываться, но продолжалось это не очень долго. Вскоре разрыв увеличиваться почти перестал. Причину не знаю, уже стемнело и видны были только ходовые огни, может быть, они не смогли нести единственный генакер в полный бейдевинд (яхте, похоже, пока, не хватает гардероба), мы же продолжали идти с «zero». На подходе к Камышину расстояние стало быстро сокращаться, стало понятно, что впереди что-то произошло, только вот что… То ли проблемы с ветром, то ли «Амига» поймала траву. Замедлившаяся «Амига» начала смещаться в сторону левого берега, мы же продолжали придерживаться курса на Камышин и ждать развития ситуации. Минут через 10 стало понятно, что это проблема с ветром: ослабление произошло, фактически, внезапно. В отличие от «Амиги», мы начали уходить в сторону правого берега, тем более, что уже видели, что у левого «Амига» почти стоит. Когда поравнялись с «Амигой», у них задуло тоже. Далее, на протяжении получаса, дуло попеременно у нас и у них, обе яхты шли практически вровень, то чуть вырываясь, то чуть отставая, но на расстоянии около двухсот метров между бортами. В конечном итоге, сильный порыв дал нам преимущество, а на «Амиге» ещё и не выдержали и пошли к нам, под правый берег, уйдя с курса на финиш. Мы нарастили отрыв примерно до пяти минут и так и финишировали.

Гонка N3 (Камышин, двойная)
Гонка оказалась необычная. Во-первых, её разделили на две, и, при этом, результат считали по суммарному времени двух гонок. Во-вторых, гонка была объявлена, как гонка без гандикапа. Дистанция для обоих полу-гонок: старт — буй 49 — буй 51 — финиш. Ветер, преимущественно, южный, 7-10 м/с, в первой части более слабый, чем во второй. Первый старт взяли идеально, на 49-ый буй вышли первыми и с отрывом, оставив соперников бороться между собой. На попутном курсе получился бакштаг одного галса, быстрая лавировка, и первый приход. Со вторым стартом получилось совсем иначе. На регате использовались пятиминутные старты. На первом старте дня это не имеет особенного значения, так как известно примерное время старта и сигнал ожидается, но этого становится маловато для выбора позиции, когда время старта не известно. Кроме того, находясь далеко от судна и с наветра, мы ещё и пропустили начало стартовой процедуры (звуковой сигнал не было слышно). В итоге зашли и с опозданием, и слишком полно, что позволило, так же опаздывающей, яхте Вояж выдавить нас с линии. Всё бы ничего, только знаком было судейское судно типа «Ярославец», оставалось только выбирать, в какое место биться: погасить скорость и увернуться уже никак не успевали. В результате — удар бортом в трап на корме судейского судна. Повезло, что основной удар пришёлся в район силовой переборки, и пробоина получилась несквозная. Пока осмотрели корпус и поняли, что можно продолжать гонку, пока раскрутили навал на «знак», время было окончательно упущено. В итоге финиш на четвёртой позиции, но вот по сумме, как ни странно, мы оказались третьими, обойдя «Амигу». Это, по итогам трёх гонок, позволило нам переместиться на первое место, правда с минимальным отрывом.

Гонка N4 (Камышин-Даниловка)
Гонка проходила при северозападном ветре. Изначально многие зарифились, и мы тоже. По ходу гонки ветер несколько ослабел, рифы убрали, но только это, фактически, и удалось. Несмотря на то, что шли курсом галфвинд, преимуществом генакерного вооружения восполльзоваться не удалось. Даже относительно небольшой «zero» оказался лишним: мы его поставили, когда показалось, что ветер достаточно ослабел, но после двух почти брочингов вернули назад стаксель. «Амига», в этих условиях, оказалась вне конкуренции, несколько лучше нас, так же, шла и «Ника». Впереди нас держалась и яхта «Алькор» из первой группы, которая, кажется, изначально обошлась без рифления. «ПесТня» держалась чуть-чуть сзади. В таком порядке, чуть-чуть растянувшись, подошли к повороту в районе Бутковки (буй 67). После поворота началась лавировка, но на расстановку на финише она не повлияла, хотя мы и смогли достать и обойти «Нику» фактически, до второго места по гандикапу нам не хватило около 4-х минут. «ПесТня» остала от нас примерно на 5 минут. Отставание от «Амиги» было около 20 минут.

Гонка N5 (Даниловка-Саратов)
Как и гонка N4, эта гонка началась при северозападном ветре. Старт был из залива Даниловка, полным курсом, но, практически сразу, яхты огибали северный мыс залива и начинали лавироваться. Ушедшие первыми получали преимущество, так как закладывать контргалс сразу было некуда, а уходить полнее — терять высоту. «Нике» и «ПесТне» удалось уйти чуть раньше и незначительно оторваться. «Амига», хоть и стартовала чуть хуже нас, достаточно быстро вышла вперёд, полностью воспользовавшись преимуществом в скорости яхты нового поколения. От залива Даниловка до залива Морозовский Волга делает поворот больше, чем на 90 градусов, и значительное расстояние можно срезать, пройдя по мелям. Для нас интерес представляла возможность пройти протокой Денисовка. Мы знали, что, как минимум, на КНВ 2006 яхта «Ника» там проходила в гонке из залива Морозовский до Камышина. Личных приключений решили не искать, но были готовы идти туда, если кто-то из местных яхт (а соперники все из Саратова и Камышина, как я писал в начале) туда пойдёт. Ближе к 79-ому бую стало понятно, что никто из соперников рисковать не хочет, и мы, временно, успокоились. Следующее место выбора маршрута было в районе населённого пункта Золотое, где можно было срезать по дополнительному судовому ходу. Часть яхт второй стартовой группы, тем временем, шла уже у левого берега, начав срезать расстояние, не дожидаясь Денисовки. Где-то в районе 82-ого буя первый этап лавировки закончился. «Ника», «ПесТня» и мы шли рядом, в обозначенном порядке, «Амига» была уже заметно впереди. Основная борьба тут развернулась среди «Телиг». В условиях частой смены направления ветра в пределах десятка-полутора градусов, нам удалось обойти «ПесТню» и подобраться вплотную к «Нике». Чуть позже доворот русла позволил нам воспользоваться Zero, и мы обошли «Нику», однако доворот продолжался, и они сами, вскоре, получили возможность поставить спинакер. Отрыв расти перестал и, даже, начал чуть-чуть сокращаться при подходе к Морозовкому. В район Золотого раньше вышли яхты, шедшие по мелям: «Колумб», «Акуна», «Фрея» и, кажется, «Вопрос». Сомнений, что они пойдут запасным ходом не было, но интересовало, что будет делать «Амига». К моему удивлению, не использовав Денисовку, «Амига» пошла этим судовым ходом, который, на выходе, заметно мельче и уже, если судить по лоции. Мы и «Ника» пошли туда же, подотставшая «ПесТня» осталась на основном судовом ходу. Во время прохода Золотого, сложная ветровая обстановка позволила нам значительно оторваться от «Ники»: достаточно сильный ветер часто менял направление от бакштага до бейдевинда. На «Нике» пришлось убрать спинакер, а вот zero работал во всех диапазонах. Когда участок был пройден, на «Нике» вернули спинакер. Примерно по середине этого отрезка мы догнали ближайшую из маленьких яхт — «Фрею». С неё сделали несколько красивых снимков нас и «Ники». После Дубовки, где кончился дополнительный судовой ход, русло снова повернуло на север, и начался второй этап лавировки. Дело шло ко второй половине дня, по прогнозу ожидалось ослабление ветра к вечеру. Постепенно становилось всё интереснее, что значит «вечер», так как об ослаблении не было никаких намёков. Наоборот, где-то в районе 16-и часов, когда проходили Ахмат, дуло 12-15 м/c. Рифы не брали, хотя грот держали в практически нерабочем положении. Спустя примерно пол часа заметили проблему со стакселем, который начал рваться в районе галсового угла. Заклеили и зашили не убирая, расчитывая, что продержится до финиша, или, хотябы, до спрогнозированного синоптиками «вечера». Еще минут через 10 аналогичная проблема случилась в районе шкотового угла, точнее там, где стаксель касается вант — собственно, об них ткань и потёрлась за несколько лет. Заклеили и зашили и здесь. На «Нике» тоже всё было не просто — им пришлось убрать грот и идти какое-то время под одним стакселем. Чуть позже «вечер» от синоптиков, всё же, наступил, и к повороту у Формово мы подходили с ветром около 5-6 м/c. При этом, нам показалось, что «Амига» слишком долго простояла на этом повороте, правда, потом, мы не уточнили, показалось, или что-то там произошло. От поворота и до финиша шли под генакером, в одиночестве, очень далеко упустив «Амигу» и на столько же, если не больше, обогнав «Нику». «ПесТня», после похода по основному судовому ходу, сильно отстала, и, хоть и приблизилась к «Нике», пока там решали проблему с гротом, обойти не смогла.

Гонка N6 (Саратов)
Гонка почти ничего не решала в нашей группе, но, тем не менее, волнений доставила. Я уже успел посмотреть публикацию на сайте ФПС Волгоградской области , и хочу чуть-чуть поправить Андрея Труфанова: «Амига» была недосягаема при любых раскладах, а вот судьбу второго и третьего места эта гонка могла решить в случае, если «Ника» придёт первой, а мы последними. В условиях западного и северозападного ветра, часть дистанции вдоль саратовского берега проходила при переменных ветрах переменных направлений из-за ветровой тени от города. Старт взяли хорошо, но запутались в буях судовой обстановки, расстановка которых заметно отличалась от указанной в имевшейся, не очень новой, лоции. Из-за этого чуть-чуть выпустили вперёд «Нику» и… Ошиблись ещё раз, пройдя мимо следующего буя. Пока убирали генакер, пока возвращались, пропустили «Амигу» и «Пестню». Ситуация начала напоминать ту самую, что была нужна «Нике» для перемещения на второе место. Учитывая, что «Амига» шла сзади, ей нужно было не только обойти «Нику», но ещё и оторваться. Аналогичной были и наша позиция с «ПесТней»: хоть обе яхты одного проекта, но из-за различных нюансов гоночные коэффициенты у обеих «Телиг» были лучше, чем у нас. На обратной лавировке мы обошли «ПесТню», но уже на следующем же галсе она оказалась в лучших условиях из-за долгого отхода ветра в сторону запада, так что, на последний поворотный знак она вышла с заметным отрывом. «Амига», в это время, уже и так подходила к финишу, имея очень небольшой отрыв от «Ники», но на фишише у неё ещё и кончился ветер, а «Ника» начала её быстро догонять. От нас показалось, что «Ника» даже обогнала «Амигу», хотя, как позже выяснилось, ей не хватило секунд 15. Примерно так же развивались события и у нас. Мы с «ПесТней» въехали в ветровую тень, они чуть ближе к берегу и финишу, мы чуть дальше. Всё зависело от того, откуда дунет. Где ветер, показал стремительно разогнавшийся сзади «Алькор», мы быстро повернули от берега ему наперерез, и, подхваченные тем же потоком, быстро проскочили мимо «ПесТни». Финишировали, практически, по инерции. Вскоре финиш пересекла и «ПесТня», но времени было явно недостаточно, чтобы выиграть по гандикапу. И тут стало очередным сюрпризом то, что гонку провели, как и камышинскую, без гандикапа. В итоге, финиш по факту: «Амига», «Ника», мы, «ПесТня».

Итоговое второе место.

Сергей Афонин.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий